EUR / USD 1.1781 (0.02%)|USD / JPY 113.5100 (0.02%)|USD / RUB 57.4939 (0.07%)
ИндексМесяцГод
ММВБ+0.7%+5.9%
USD/RUB-1.2%-7.9%
EUR/RUB-2.0%-0.9%
Золото-3.7%-7.1%
Мы в соцсетях:

«Яндекс» сторговался со Сбербанком. Они создадут СП в электронной коммерции // Коммерсантъ

10.08.2017. Источник: Коммерсантъ
«Яндекс» и Сбербанк договорились о создании на базе «Яндекс.Маркета» совместного предприятия, которое займется развитием интернет-торговли. Сбербанк, давно вынашивавший планы стать крупным игроком на этом рынке, вложит в бизнес 30 млрд руб. Новая компания может стать отечественным конкурентом Alibaba и стимулировать развитие всего рынка, но столкнется с рядом рисков, предупреждают аналитики.

«Яндекс» и Сбербанк в среду объявили о соглашении о намерениях создать СП на базе «Яндекс.Маркета». Сбербанк вложит в него 30 млрд руб. На момент сделки партнеры оценивают СП в 60 млрд руб., они получат равные доли в компании. До 10% акций пойдут на опционы для сотрудников. Ожидается, что сделка будет закрыта до конца 2017 года. Сервис продолжит работать под управлением текущей команды во главе с гендиректором Максимом Гришаковым.

«Яндекс.Маркет» — крупнейший российский товарный агрегатор. В 2016 году его оборот составил около 100 млрд руб. Каждый месяц сервис посещают более 20 млн человек, а товары на нем предлагают около 20 тыс. интернет-магазинов. По итогам первого полугодия 2017 года выручка «Яндекс.Маркета» увеличилась на 17%, до 2,463 млрд руб.

О том, что Сбербанк планирует построить на основе своих ресурсов и инфраструктуры национальную экосистему в сфере интернет-коммерции по примеру крупнейших мировых компаний, включая Alibaba Group, “Ъ” сообщал в ноябре 2016 года. Одним из вариантов реализации проекта называлось партнерство с крупной российской интернет-компанией, в том числе с «Яндексом».

Инвесторы «Яндекса» позитивно отреагировали на соглашение: по состоянию на 20:30 по Москве котировки компании на NASDAQ выросли на 2,5%. Но оценки перспектив СП пока расходятся. Аналитик JPMorgan Алексей Гоголев указывает, что оно может увеличить вовлеченность пользователей в электронную торговлю и обеспечить доминирование Сбербанка в сфере онлайн-платежей. Финансирование от банка также должно помочь с базой для развития логистической инфраструктуры и снизить риски для «Яндекса», считают аналитики «Открытие Капитал». «Сбербанк, скорее всего, попытается включить свою обширную филиальную сеть в логистику “Маркета”. К тому же у банка есть дополнительные услуги по эквайрингу и финансированию продавцов и клиентов»,— отмечают они.

Но за 17 лет существования «Яндекс.Маркета» разные управленческие команды не сумели создать полноценную платформу онлайн-торговли, а у Сбербанка, по сути, нет опыта в e-commerce, предостерегают в «Ренессанс Капитале». «Ряд неудачных попыток “Яндекса” совершить переход к модели CPA (оплата за действие) подчеркивают, насколько сложно превратить сайт сравнения цен в сильную платформу для электронной торговли»,— отмечают аналитики инвестбанка. Они также приводят пример Ozon.ru и «Юлмарта», которые, хотя работают почти 20 и 10 лет соответственно, до сих пор вкладывают значительные суммы в строительство складов, распределительных центров и пунктов выдачи, испытывают сложности с масштабированием и остаются убыточными.

Глава Сбербанка Герман Греф хочет сразу построить большой проект в e-commerce — такая идея понятна, достаточно посмотреть на капитализацию Amazon, в конце июля превысившую $500 млрд, рассуждает сооснователь Data Insight Федор Вирин. Для «Яндекса» же ключевым вопросом становится, что делать с «Маркетом», считает он: модель оплаты за клик по объявлению отлично работала много лет, но изжила себя, поскольку ценовая конкуренция, раньше отстраивавшая рынок, сейчас убивает его, «съедая маржу до копейки». Кроме того, поменялся сам e-commerce: чистые онлайн-магазины сходят с рынка, а приходят офлайновые сети и производители, формат работы которых сильно отличается. По мнению господина Вирина, сделка может привести к тому, что мелкие магазины потеряют 10% своего трафика.

«Alibaba уже здесь, появляются их распредцентры на территории РФ, а появление крупного национального оператора может подстегнуть конкуренцию и развитие ритейла в России»,— считает бывший топ-менеджер «220 Вольт» и интернет-предприниматель Леонид Довладбегян. Но «Яндекс» незнаком с офлайновой частью торговли, а чтобы получить максимальную маржинальность, придется заниматься не только привлечением трафика, но и фулфилментом, как Amazon, отмечает он. «Здесь у “Яндекса” нет экспертизы, и это риск»,— констатирует эксперт.

Роман Рожков


Поделиться:
Подписаться на Twitter:
Follow Investfundsru on Twitter

10.08.2017 Alpari: Вероятный дневной коридор по индексу ММВБ находится в пределах значений 1955-1995 пунктов
  10.08.2017 «Яндекс» сторговался со Сбербанком. Они создадут СП в электронной коммерции // Коммерсантъ
10.08.2017 РЖД оставят место в «Трансконтейнере». UCL может выкупить лишь часть пакета монополии // Коммерсантъ


Упомянутые эмитенты
- ЯНДЕКС (Акции эмитента: ЯНДЕКС, акция об.)

Новости по теме:
- «Яндекс» сторговался со Сбербанком. Они создадут СП в электронной коммерции // Коммерсантъ
- Финдиректор "Яндекса" не исключил IPO объединенной компании с Uber // Интерфакс
- Акции «Яндекса» вышли на исторический максимум после сделки с Uber // РБК
- Скорректированная чистая прибыль "Яндекса" в I квартале выросла на 18% // ПРАЙМ
- СМИ узнали о планах «Яндекса» продать часть «Яндекс.Такси» // РБК
- Выручка "Яндекса" в 2016 г. выросла почти на треть // Россия 24

Аналитические материалы по теме:
- ЯНДЕКС - фиксация прибыли
- Яндекс - борьба за долю рынка
- ЯНДЕКС представил финансовые результаты по итогам 2015 года
- Телеком, медиа и ИТ: ноябрь 2013 г.
- Flash note: Яндекс отчитался лучше прогнозов




Регистрация
Напомнить пароль