EUR / USD 1.1932 (0.36%)|USD / JPY 112.4890 (0.18%)|USD / RUB 57.8278 (-0.42%)
ИндексМесяцГод
ММВБ+6.3%+3.1%
USD/RUB-1.6%-9.7%
EUR/RUB-0.2%-3.6%
Золото-0.6%-10.3%
Мы в соцсетях:

Продуктовый ритейл: смена лидера состоялась

02.02.2017. Источник: УНИВЕР Капитал

Крупнейшие российские ритейлеры опубликовали результаты продаж по итогам 2016 года, в связи с чем мы провели переоценку сектора и рекомендуем:

X5 ДЕРЖАТЬ с целевой ценой $32,2, апсайд -3,9%;

Магнит НЕЙТРАЛЬНО с целевой ценой 8 280 руб., апсайд -15,8%;

ДИКСИ Групп ВНЕ РЫНКА с целевой ценой 292 руб., апсайд 4%;

ДР Ленты ДЕРЖАТЬ с целевой ценой 460 руб., апсайд -3,9%.

Основные тенденции рынка продуктового ритейла 2016:

Замедление темпов продовольственной инфляции

Негативная динамика реальных доходов населения

Усиление конкуренции, борьба за потребительский трафик

Главной интригой на рынке стала ожидаемая смена лидера: X5 vs. Магнит

И хотя формально Магнит удержал лидерство, без учета выручки его магазинов Дрогери (64,5 млрд. руб.) доходы X5 превзошли результат Магнита на 15,2 млрд. руб.

При этом в 4 квартале 2016 года X5 обошла Магнит и по совокупной консолидированной выручке. Таким образом, скорее всего, в 2017 году X5 выйдет на первые позиции по обороту.

Кроме того, X5 превзошла Магнит по количеству открытых магазинов за 2016 год: 2167 против 1970.

Тем не менее, по общему количеству магазинов и размеру торговых площадей Магнит остается крупнейшим отечественным ритейлером.

X5: Еще один успешный год

По итогам 2016 года выручка X5 увеличилась на 27,5% до 1,03 трлн. руб., при этом темпы роста превысили значения 2015 года (26,8%) на фоне общерыночной тенденции замедления доходов ритейлеров.

Рост выручки был обеспечен ростом торговых площадей на 29% и сопоставимых продаж на 7,7%. Чистый прирост торговых площадей составил 968,6 тыс.кв.м., из которых 906,6 тыс.кв.м. – прирост сети Пятерочка. В структуре выручки более 75% доходов обеспечили магазины Пятерочка.

В ходе реализации программы обновления магазинов по итогам 2016 года доля объектов, работающих в новой концепции составила 94% от общего числа магазинов Пятерочка, 52% - супермаркетов Перекресток, 8% - гипермаркетов Карусель.

Стратегическая цель Компании – достичь 15%-ной доли рынка к концу 2020 года без ущерба рентабельности EBITDA.

Рекомендация

Мы повысили целевую цену для GDR X5 Rertail Group до $32,2, однако снижаем рекомендацию с Покупать до Держать в связи с ростом котировок более чем на 40% с начала 2016 года.

Магнит

Магнит традиционно первым опубликовал не только результаты продаж, но и основные финансовые показатели МСФО по итогам 2016 года.

Выручка Ритейлера выросла на 13,07% до 1,07 трлн. руб. на фоне замедления темпов ввода новых торговых площадей до 14,82% и отрицательной динамики L-f-l продаж (-0,26%).

В связи с географическим расположением магазинов, Магнит оказался наиболее подвержен негативному влиянию макроэкономических факторов, прежде всего, снижению РРД и замедлению потребительской инфляции. На протяжении первых трех кварталов это отражалось в снижении размера среднего чека (L-f-l) при положительной динамике трафика, в 4 квартале размер чека вырос на 0,56%, однако это было нивелировано снижением трафика на 1,84%. В результате по итогам года размер среднего чека снизился на 0,9%, трафик вырос на 0,65%, что привело к отрицательной динамике сопоставимых продаж.

Что касается замедления темпов ввода торговых площадей, то такие результаты были вполне ожидаемы. Менеджмент Сети не раз в течение года в приоритетах называл не темпы роста, а эффективность Бизнеса.

Валовая прибыль Сети увеличилась на 9,2% до 295,8 млрд. руб. Валовая маржа снизилась до 27,5% по сравнению с 28,5% по итогам 2015 года.

Показатель EBITDA вырос на 3,6% до 107,8 млрд. руб. EBITDA маржа снизилась до 10,02% с 10,94% годом ранее.

Чистая прибыль Компании снизилась на 8% до 54,4 млрд. руб. Чистая маржа составила 5,06% по сравнению с 6,21% в 2015.

Четвертый квартал стал самым слабым в истории Компании. Выручка и валовая прибыль росли однозначными темпами на 9,4% и 3,8% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. EBITDA снизилась на 4,7%, чистая прибыль – на 15%.

Менеджмент озвучил прогноз по развитию Сети на 2017 год:

После замедления темпов открытия магазинов в 2016 году, Магнит объявил рекордные планы по открытию новых магазинов в текущем году (2740):

Магазины у дома 1700

Гипермаркеты 15+

Магнит «Семейный» 25+

Дрогери 1000

Рост выручки ожидается на уровне 9-13%.

Рекомендация

С учетом представленных результатов и обновленного прогноза мы умеренно-негативно смотрим на перспективы Компании.

Несмотря на замедление темпов роста выручки и снижения рентабельности, маржа Магнита остается самой высокой в отрасли, что соответствует заявленным планам Менеджмента. Кроме того, Менеджмент Сети заявил амбициозные планы по новым открытиям на 2017 год.

В результате переоценки мы снизили нашу целевую цену для одной акции Магнита до 8 280 руб. и рекомендуем воздержаться от покупки до достижения указанных целей, либо в случае существенного улучшения финансовых результатов Компании.

ДИКСИ

По итогам 2016 года выручка Компании увеличилась на 14,3% до 311,2 млрд. руб. В течение года было открыто 94 магазина по сравнению с 513 по итогам 2015 года. Торговая площадь увеличилась лишь на 5% до 952,5 тыс.кв.м. Продажи сопоставимых магазинов (L-f-l) увеличились на 4,4% на фоне увеличения трафика на 0,9% и роста среднего чека на 3,5%.

П. да Сильва, назначенный в марте на пост Президента Группы Дикси, анонсировал стратегию развития Компании, в основе которой лежала оптимизация ассортимента магазинов у дома Дикси, в частности вывод некоторых позиций и расширение сезонных предложений.

В результате преобразований, во 2-м полугодии 2016 года Компания значительно замедлила темпы роста.

EBITDA маржа снизилась в 3 квартале 2016 года до 1,5% с 3,9% годом ранее.

В 4 квартале темпы роста выручки Сети замедлились до 4,2% на фоне снижения сопоставимых продаж на 2,1% и роста торговых площадей на 4,9%. Выручка магазинов у дома Дикси в 4 квартале показала наихудшую динамику в истории 2,9%. При этом в декабре Ритейлер продемонстрировал отрицательную динамику выручки (-0,6%).

После публикации слабых результатов П. да Сильва покинул свой пост вместе с операционным и коммерческим директорами.

Главным исполнительным органом Группы остается правление, возглавляемое генеральным директором Сергеем Беляковым.

Таким образом, на слабые результаты ГК Дикси по итогам года повлияли совокупно как внешние макроэкономические факторы, так и управленческие решения, связанные, прежде всего, с замедлением темпов ввода торговых площадей.

Рекомендация

Мы понизили целевую цену по акциям ДИКСИ до 292 руб. за штуку. В условиях смены Менеджмента Сети и отсутствия стратегии развития мы ставим рекомендацию на Пересмотр до появления информации о дальнейших планах развития Ритейлера.

ЛЕНТА

Выручка ЛЕНТЫ за 2016 год выросла на 21,2% до 306,4 млрд. руб. на фоне роста торговых площадей на 29,9% и сопоставимых продаж на 3,9%.

В 2016 году был открыт 51 гипермаркет и 17 супермаркетов, в т.ч. 11 гипермаркетов KESKO, приобретенных в декабре 2016 года. В результате общее число магазинов ЛЕНТЫ на 31.12.2016 года составило 240: 191 гипермаркетов и 49 супермаркетов. Торговая площадь Компании достигла 1 146,2 тыс.кв.м.

Среди важнейших приоритетов стратегии Менеджмент Ритейлера называет развитие в крупнейших российских городах (>1 млн.чел.) и городах текущего присутствия.

По данным на 31.12.2016 года 40% торговых площадей гипермаркетов сосредоточено в Центральном и Северо-Западном ФО, при этом из 191 гипермаркета 48 (25%) расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Более 96% торговых площадей супермаркетов расположено в Санкт-Петербурге и Московской области.

В результате, такая политика Компании привела к увеличению эффекта каннибализации в 4 квартале 2016 года (когда было открыто 36 новых гипермаркетов) и, как следствие, снижению L-f-l трафика на 3,9%. В совокупности с ростом среднего чека на 5,9%, сопоставимые продажи за последние 3 месяца 2016 года выросли на 1,7%.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе, Компания рассчитывает усилить рыночные позиции за счет близости к покупателям, перетягивая трафик от магазинов «у дома».

Прогноз по новым открытиям на 2017 год будет озвучен после 16 февраля. По словам Яна Дюннинга в первой половине 2017 года планируется открытие первого супермаркета в Новосибирске, потенциал Московского региона оценивается в 50 гипермаркетов и 200 супермаркетов.

Рекомендация

Мы понизили прогноз по темпам роста выручки после представленных результатов с учетом увеличения эффекта каннибализации (когда покупатели из старых магазинов Сети перетекают в новые). В результате выручка ЛЕНТЫ на 1 кв.м. снизилась за 2016 год на 7% до 267 руб. с 287 руб. в 2015 году. Снижение l-f-l трафика было компенсировано ростом среднего чека, однако в условиях замедления инфляции и усиления конкуренции предпосылок для дальнейшего роста чека, кроме восстановления РРД – нет.

Целевая цена для ДР ЛЕНТЫ была понижена до 460 руб., что соответствует апсайду -3,9% и рекомендации Держать.


Упомянутые компании:
- Дикси Групп (Акции эмитента: Дикси Групп, акция об.)
- X5 Retail Group (Депрасписки эмитента: X5 Retail Group, ГДР, X5 Retail Group, ГДР)
- Магнит (Акции эмитента: Магнит, акция об.; Депрасписки эмитента: Магнит, ГДР, Магнит, ГДР)

Посмотреть полный текст обзора »
Поделиться:
Подписаться на Twitter:
Follow Investfundsru on Twitter



Регистрация
Напомнить пароль